Рост кредитных и депозитных ставок уже почти полностью отразил движение в доходностях облигаций федерального займа, которое началось в августе, считает директор Департамента денежно-кредитной политики Банка России Алексей Заботкин.
"Подстройка ставок по депозитам и кредитам сроком на один-два года, на наш взгляд, практически завершена, и она соответствует движению в доходностях государственных облигаций за это время, - рассказал Алексей Заботкин в интервью "Российской газете". - Средне- и долгосрочные ставки по депозитам уже в значительной мере отреагировали, у кредитных ставок на срок 3 года сохраняется некоторый потенциал для повышения в течение первого полугодия… При этом ставки по ипотеке реагируют на это движение (кривой доходностей ОФЗ - прим. ред.) даже быстрее, чем корпоративный кредит, поэтому реакция в ставках ипотеки уже в основном состоялась".
По словам Заботкина, повышение ключевой ставки в сентябре и декабре напрямую повлияло только на стоимость коротких денег, на декабрьское решение по ставке кривая ОФЗ пока никак не отреагировала.
В августе угроза введения американских санкций на российский госдолг вызвала распродажу ОФЗ нерезидентами и повышение доходностей гособлигаций, ситуация на этом рынке стабилизировалась только в октябре. По данным ЦБ, средняя максимальная ставка по вкладам в рублях топ-10 банков с августа выросла с 6,3 до 7,4 процента, повышение средневзвешенной ставки по ипотеке началось только в ноябре (с 9,41 до 9,52 процента, данных за декабрь пока нет).
Как сообщало ИА REGNUM, ранее стало известно об увеличении Сбербанком ипотечных ставок на все виды недвижимости на 1—1,5%. ВТБ с 1 января повысил ипотечные ставки на 0,6%. Исполнительный директор Первого ипотечного агентства Сергей Топорников назвал повышение ставок на ипотеку предсказуемым, однако более резким, чем ожидалось.
«Повышению ставок мы абсолютно не удивлены. Об этом предупреждали еще в декабре, тем более с учетом роста ключевой ставки. Банкиры в конце декабря говорили, что не повышают ставки только потому, что не хотят сбить предновогодний спрос. Но повышение ставок в январе было неизбежным.
Вместе с тем мы ожидали менее значительного роста ставок. Можно сказать, что банки увеличили их с некоторым запасом. Возможно, они ждут новых повышений ключевой ставки, которые весьма вероятны. Можно предполагать, что в ближайшие месяцы нового роста ипотечных ставок у крупнейших банков (а вслед за ними и у всех остальных) скорее не будет.
Насколько серьезно рост ставок скажется на спросе, сказать сложно. Спрос снизится, но вопрос в том, насколько значительно. Он снижался и без роста ставок. Есть некоторый психологический порог уровня ставки, при превышении которого спрос может начать сокращаться обвальными темпами, потому что люди не готовы платить больше. Раньше таким порогом была ставка в 12%, теперь, возможно, этот порог ниже», — отметил Сергей Топорников.
Источник: