Налог на формирование будущей пенсии следом за пенсионной реформой

Надвигающаяся пенсионная реформа добавляет ещё один шокирующий налог для россиян следом за повышением пенсионного возраста - зарплатный налог на формирование будущей пенсии самими гражданами.

Власти решили не только повысить пенсионный возраст, но и дать возможность гражданам самим делать отчисления на старость, то есть, перейти к накопительной системе пенсионного распределения и отказаться от распределительной. Фракция единороссов пообещала консолидированно голосовать за не поддерживаемую населением реформу.

«Создание новой накопительной системы, по сути, является продолжением озвученного правительством законопроекта о повышении пенсионного возраста. Таким образом, правительство хочет показать, что при новой накопительной системе работник может быть уверен в получении тех средств, которые он откладывал в течение всей своей активной рабочей жизни. Но здесь в который раз возникает один и тот же вопрос: можно ли доверять и надеяться на новую систему, принимая во внимание, что правила игры меняются с завидной периодичностью? Здесь также не стоит рассматривать и госбюджет в качестве гарантийного фонда по выплате накопленных пенсионных отчислений: на протяжении десятилетий ситуация в экономике, в политической жизни страны меняется настолько стремительно, что гарантий на выплаты, которые потребуются через 40 лет, никто дать не может», – говорит доцент Российского экономического университета им. Плеханова Екатерина Новикова.

В чем суть накопительной пенсионной системы?

Власти РФ готовят еще один законопроект, касающийся выплаты пенсий — об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК). Предполагается, что граждане должны также принимать участие в формировании пенсионных накоплений, для чего необходимо ввести еще один зарплатный налог — на создание ИПК. Отчисления с зарплаты могут составить 6%, они будут направляться в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). НПФ в свою очередь должны инвестировать получаемые средства таким образом, чтобы они не лежали «мертвым грузом», а приносили доход.

«Мы сейчас такой создаем инструмент. Вот в этом году выйдем уже в парламент с законопроектом о том, чтобы гражданин мог платить и формировать свой так называемый индивидуальный пенсионный капитал», – рассказал министр финансов Антон Силуанов в эфире программы «Познер» в минувшее воскресенье.

Взносы на ИПК будут добровольными, но работникам, согласившимся их делать, будут предоставлены налоговые льготы по НДФЛ. Послабления получат и работодатели, привлекающие работников к участию в системе ИПК: им положены льготы по налогу на прибыль.

Сразу после отказа от выплаты пенсий части пенсионеров чиновники создают новую накопительную пенсионную систему, которой будут управлять близкие к Минфину и Центробанка люди. Еще недавно подобное объяснение радикальной пенсионной реформы казалось лишь конспирологической версией. Однако сегодняшние события подтверждают плотную связь между повышением пенсионного возраста и новым шестипроцентным налогом на зарплаты граждан.

«Те люди, которые настояли на пенсионной реформе, они имеют большое личное участие в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). И для них, если реформа не будет реализована, это приведет к их личной экономической катастрофе», – объясняет политический аналитик Валерий Соловей.

По его словам, идеологи пенсионной реформы «понесут личные колоссальные экономические потери наподобие тех, которые понес эвакуировавшийся в Лондон Борис Минц. Действительно, владельцы нескольких крупных негосударственных пенсионных фондов РФ использовали деньги из накопительной пенсионной системы для поддержки собственного бизнеса. И далеко не всегда удачного.

В результате они крайне заинтересованы в перенаправлении бюджетных денег от выплаты текущих пенсий в так называемую накопительную систему. Для этого требуется сократить бюджетные отчисления в нынешний Пенсионный фонд, что и достигается отказом от выплаты пенсий несостоявшимся пенсионерам.

Эксперты о новом зарплатном налоге

Новая инициатива Кабмина понравилась далеко не всем специалистам. Эксперты напоминают, что нечто подобное существует и в действующей пенсионной системе: граждане могут часть пенсионных взносов направлять на накопительную часть в НПФ. Однако уже несколько лет средства накопительной части пенсии заморожены.

Проблема существует и в контроле за НПФ: некоторые нынешние владельцы таких фондов продемонстрировали весьма сомнительное отношение к полученным от граждан деньгам. В условиях нестабильной экономики невозможно гарантировать, что средства ИПК не потеряют покупательной способности, не говоря уже о том, что будут приносить стабильный доход.

«… правительство хочет показать, что при новой накопительной системе работник может быть уверен в получении тех средств, которые он откладывал в течение всей своей активной рабочей жизни. Но здесь в который раз возникает один и тот же вопрос: можно ли доверять и надеяться на новую систему, принимая во внимание, что правила игры меняются с завидной периодичностью? …на протяжении десятилетий ситуация в экономике, в политической жизни страны меняется настолько стремительно, что гарантий на выплаты, которые потребуются через 40 лет, никто дать не может», – считает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Екатерина Новикова.

Сторонники нового налога, между тем, уверены в успехе: по их словам накопительные пенсионные системы действуют во многих странах, обеспечивая гражданам достойную жизнь после прекращения трудовой деятельности. Гарантировать сохранность ИПК помогут страховые компании, а государство должно обеспечить действенный надзор за НПФ.


Отказ от выплаты распределительных пенсий – это лишь часть крупнейшего перераспределения бюджетных средств в пользу конкретных интересантов. Одновременно с повышением пенсионного возраста ЦБ и Минфин создают новую накопительную пенсионную систему, которая будет наполняться за счет бюджетных денег и налоговых льгот.


Однако страховщики уверены, что смогут грамотно распорядиться пенсионными накоплениями. «Везде в мире долгосрочные пенсионные накопления сопровождаются щедрым налоговым стимулированием. А сохранение покупательной способности накоплений – ключевая задача, решают которую все участники процесса. Страховые компании – грамотно инвестируя, государство – создавая экономические стимулы, корректное регулирование и работающий надзор, но основным маркером является развитие экономики страны», – говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Максим Данилов.


«Страховые кропании вряд ли смогут гарантировать сохранность накоплений, так как история знала уже немало случаев краха страховых компаний. А вот присутствие на этом рынке государства может в определенной степени дать некоторые гарантии, аналогичные тем, что сейчас имеют вкладчики банков», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Он соглашается, что создание новой формы накопительной системы и повышение пенсионного возраста относятся к одному глобальному действию – проведению пенсионной реформы в стране. Так что их «соседство» вполне естественно. «По новой накопительной системе пока больше вопросов, чем ответов. Мы имеем только общие контуры системы. Вариантов стимулирования работодателей для отчисления в накопительную систему предлагалось уже немало – от льгот по НДФЛ или налогу на прибыль до снижения величины отчислений для лиц предпенсионного возраста», – напоминает Коренев.


Национальная ассоциация НПФ уже предложила правительству и ЦБ оказать бюджетную поддержку в виде госсофинансирования (50% взноса работника), в том числе и из Фонда национального благосостояния.

Читайте также