«То, чего и в 90-е не было» — эксперт о том, какого «дна» может достичь рубль

Рубль продолжает курс на обрушение, взятый на прошлой неделе. Как показывают данные Московской биржи, на открытии торгов в понедельник курс доллара уже перевалил за отметку в 68 рублей. При этом некоторые аналитики полагают, что стоимость доллара в России еще не достигла своего максимума, а впереди нас может ждать новый рост. На фоне той лихорадки, в которой находится российская валюта, занимательны данные ЦБ о том, что за семь первых месяцев чистый отток капитала из России увеличился в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По предварительной оценке Центробанка, с начала года из страны «утекло»  21,5 миллиарда долларов. Как говорится, если рубль вывозят, значит это кому-нибудь нужно. А, что же делать тем россиянам, кто не может конвертировать свои сбережения из нестабильного деревянного в более надежный зеленый цвет купюр? Кандидат экономических наук, преподаватель Школы экономики и менеджмента ДВФУ Максим Кривелевич рассказал о том, почему падает рубль, при чем тут санкции, чего ожидать и главное — что делать в нынешней ситуации обычным гражданам.

Что явилось причиной обрушения рубля?

Дело в том, что Минфин России покупает доллары в абсолютно гигантских объемах. Покупает так, что у рубля нет никаких шансов. И если Минфин России всеми силами старается обрушить рубль, нигде в мире не найдется желающих этот рубль поддерживать. Опять же очень легко понять, зачем российскому государству дешевый рубль. Если допустим для Китая дешевый юань — это способ повысить конкурентоспособность экспорта, а для Великобритании дорогой фунт — это способ повысить инвестиционную привлекательность Лондона, как офшорного финансового центра, то в России эта цель носит не чисто экономический, а социальный характер. Ведь заниженный вдвое курс рубля по отношению к доллару — это налог, который каждый из нас платит в виде повышения стоимости импортных товаров. А подавляющее количество товаров вокруг нас — импортные.

Обрушение рубля — это предвестник инфляции?

Уже вполне себе «послевестник». Это когда на четвертой стадии сифилиса вы говорите: «Доктор, что-то нос у меня зачесался». В момент, когда он уже провалился. Предвестник инфляции — это доллар в районе 29 рублей, но не в районе 65 рублей за доллар. Поймите, за последние десять лет у нас последовательно забирали от 10 до 50 процентов дохода в форме девальвационного налога. Вот и вся арифметика.

Выходит, что нельзя винить во всем санкции? Они не следствия и не причины падения рубля, а используются, как отговорка, так получается?

Санкции в том или ином виде существуют уже на протяжении 10 лет. Все началось во время грузинско-российской войны 2008 года. Едва ли исключительно санкциями можно объяснять события, происходящие в настоящий момент. Есть болезнь, а есть осложнения. Вот санкции — это как раз осложнения. Если бы санкций не было, то, условно говоря, доллар был бы не по 66 рублей, а по 63. Но все равно не был бы по 50. И Минфин сам проговаривается об этом. Здесь следует учитывать, что, собственно, против России санкции еще ни разу не вводились. Пока что все санкции вводились в отношении очень небольшой группы юридических и физических лиц. И если вы не являетесь родственником господина Дерипаски, опасаться вам нечего.

Но опять же, запрет на ввоз импортных продуктов питания, поднявший в целом цены на продукты вдвое никаким образом не связан с «кознями Запада». Это была, на секундочку, инициатива исключительно российского правительства. Поэтому санкции Запада намного безобиднее, чем те санкции, которое наше правительство вводит против российских граждан. Понятно, что мы бы никогда не ели сыр из пальмового масла, если не был бы запрещен ввоз нормального сыра. Понятно, что если бы не существовало пошлин на импортные автомобили, никто бы не ездил на Автовазе.

Повторюсь, если мы говорим о санкциях, вводимых иностранными государствами, то они для большинства россиян, за исключением 50-100 человек безобидны, если мы говорим о санкциях, вводимых российской Госдумой и правительством, то, конечно же, они опасны, вредны и разрушительны. Но, иностранцы тут не при чем.

А кто же тогда «при чем»?

Начнем с того, что во всем мире вообще не бывает бесплатных законов. Власть устроена таким образом, что любое законотворчество должно иметь какую-то группу влияния, которая бы его протолкнула. Потому что нормальным положением системы являются некие действия, преследуемые определенной целью. Естественно, в отсутствии представителей российского населения в российских органах власти, все решения будут приниматься в пользу определенных лоббистских групп. К чему это ведет? К сокращению предложения, дефициту и созданию условий для роста цен. В других странах, тех, что мы называем цивилизованными, все это дело уравновешивается, что называется популизмом. То есть, периодически власти приходится обращать внимание на мнения граждан, потому что иначе эту власть граждане не изберут. У нас, как вы знаете, мнение граждан, в общем-то, мало кому интересно, что наглядно видно на примере пенсионной реформы. Где по оценкам различных СМИ свыше 90 процентов граждан против, а представительные органы власти, которые, казалось бы, должны очень чутко отреагировать на мнения граждан, все единогласно «За». Возвращаясь к теме санкций: конечно, некая внешняя напряженность Центробанку помогает решать задачу по обрушению рубля. Но, если бы ее не было придумали бы что-нибудь другое. Да, санкций пока ведь нет. Но они могут быть, и если, не дай бог, Россию признают страной-спонсором терроризма и, допустим, запретят любые долларовые операции в крупнейших российских банках — вот тогда труба.

И это затронет не только родственников Дерипаски?

Да, в том случае, если мы не будем иметь возможности расплачиваться долларами во внешней торговле. Оглянитесь вокруг себя, и постарайтесь найти хотя бы одну не импортную вещь, и вы поймете — насколько мы все зависим от внешней торговли. Проблемы во внешней торговли могут привести к тому, чего и в 90-е не было.

67 рублей за доллар — это еще не предел?

Это ситуация, сложившаяся в отсутствие иностранных санкций, когда они теоретически, вроде как могут быть введены, и используются как предлог. Но, если они возникнут на самом деле – «немногие выжившие позавидуют мертвым». К счастью, риск настоящего введения санкций стремится к нулю.

Здесь регулятором, наверное, уместнее называть не ЦБ, а американский Конгресс?

Дело в том, что система мировой торговли децентрализована. Она основана на огромном количестве сдержек и противовесов. И никто ради нас не будет рушить систему международного доверия. Но, необходимо учитывать, что огромное количество иностранных денег находится сейчас на российском финансовом рынке. Даже если санкций не будет, но с той стороны поступит какой-то очень мощный сигнал о том, что было бы желательно для всех «чистых господ» выйти из русских госбумаг, то последствия могут быть крайне серьезными. Не катастрофическими, но серьезными.

Для понимания рядового обывателя, сколько должна составлять стоимость рубля, чтобы он осознал серьезность последствий?

Для обывателя нет критической отметки. Ему бежать некуда. Если обыватель думает, что может сейчас купить доллары и пересидеть кризис — он глубоко ошибается, потому что если кризис начнется, то государство найдет способ изъять у него эти доллары. Причем, абсолютно в правовых рамках. Обыватель не имеет здесь хороших ходов — он не игрок,  пешка. Все, что он может сделать в данной ситуации, — это постараться сбалансировать свои доходы и расходы. Потому что есть старинный принцип переживания кризиса, который звучит так: «Пока толстый сохнет, худой сдохнет». Тот, кто имеет сегодня какие-то резервы, переживет кризис лучше, чем тот, кто имеет только долги. Поэтому обывателю можно порекомендовать только одно: не увлекайтесь кредитами, потому что впереди кризис. Кризис не короткий и, чтобы его пережить, надо достаточно поднапрячься.

Андрей Горюнов Источник:
Читайте также