Эта тема не раз раскрывалась различными юридическими организациями и информационными ресурсами. Поэтому в моей инструкции для вас будет минимум теории и максимум практики.
Введение.
Банки не имеют права навязать вам страховку, об этом написано в ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Исключение составляют те случаи, когда без страховки принципиально не может быть и кредита.
Зачастую сотрудники банка говорят так о любом кредите, но на самом деле страховкой должно быть защищено имущество (недвижимость или автомобиль) которое берётся в кредит, особенно в случаях, когда отсутствует или невелик первый взнос. За это не нужно обижаться - банк хочет обезопасить и вас и себя от непредвиденных неприятностей. Кроме того, за каждый проданный полис банк получает свою комиссию, как и любой агент, поэтому страховки для банка - это прибыль, и их ставят в план сотрудникам.
Существенным минусом страховки является то, что она, зачастую входит в сумму кредита и увеличивает его. Например. берем в кредит 200 000 рублей, еще 20 000 рублей стоит страховка, в итоге на руки получаем всё те же 200 000 рублей, а проценты и платежи насчитываются на 220 000 рублей, то есть, на 10% больше, чем брали.
Ещё сразу стоит оговориться: возврат страховки происходит только при отсутствии страховых случаев.
Случай №1. Отказываемся от страховки ДО подписания договора.
Пришли в банк, вам дали бумаги, в них страховка, у вас не ипотека и не автокредит. Порядок действий:
1. Просим сотрудника банка внести изменения в договор и убрать страховку.
2. Вероятно, при первой просьбе вам откажут. Напирайте на то, что у вас не автокредит и не ипотека, и страховка не будет защищать кредитное имущество, а значит, она не является обязательной в соответствии с законом (ссылайтесь на ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», сохраните эту ссылку)
3. Если и на это следует отказ, попросите позвать управляющего или просто руководителя. Только ни в коем случае не устраивайте сцен, никакой агрессии и оскорблений! Помните, в 95% случаев у сотрудника банка стоит план по количеству проданных/навязанных страховок, не стоит его в этом винить, он делает свою работу. С руководителем так же корректно напирайте на пункт №2.
4. Если управляющего нет на месте/ он не говорит со всеми подряд/ его невозможно позвать по иным причинам, то попросите сотрудника банка подождать и позвоните на горячую линию банка. Это займёт время, но шанс, что вашу просьбу удовлетворят, будет высоким, так как этот разговор записывается, на горячей линии отвечают работники, не заинтересованные конкретно вам навязать страховку.
Если всё проделанное не сработало - не отчаивайтесь, страховку можно вернуть и после подписания договора.
Случай №2. Отказ от страховки в течении первых 5 рабочих дней после заключения договора страхования.
Согласно Указаниям ЦБ России от 20.11.2015 года N 3854-У в течении пяти рабочих дней можно отказаться от договора добровольного страхования без изменения остальных условий кредитного договора. В этот период банк обязан вернуть вам страховые деньги
Тут всё просто:1. Пишем заявление в свободной форме (скачать образец) или в форме, которую получаем в банке, для этого нужно явиться в банк с паспортом и страховым полисом (еще на всякий случай стоит взять и договор страхования).
2. Если заявление не принимают, то нужно обратиться не к рядовому сотруднику, а руководителю. В случае его отсутствия - позвонить на горячую линию. В случае отказа у вас должно остаться свидетельство, что заявления было получено банком, но проигнорировано. Для этого можно отправить заявление почтой, получится дольше, но у вас будут бумаги для оспаривания страховки через суд.
Случай №3. Отказ от страхования по уже имеющемуся кредитному договору.
Всё то же самое, что и в случае №2, только шансы отказа выше, это уже не ультимативный случай указанный в законе, с большой вероятностью придётся идти в суд.
Порядок действий такой же: пишем заявление (скачать образец), получаем отказ/ответ.
Отношение некоторых банков к отказу клиентов от страховки.
Сбербанк. От страховки можно смело отказываться, особенно, если вам её не навязывают как обязательную ("без неё не одобрят" и тд.). По заявлению возвращают всю сумму, если не прошло 2 недели с момента подписания, если прошло 2 недели, то вычтут 13% подоходного налога, после досрочного погашения займа вернут примерно 50% страховки. Образец заявления для Сбербанка лучше брать в отделении банка.
ВТБ 24. В случае потребительского кредита можно легко отказаться или написать заявление, а вот в случае автокредита или Ипотеки - только прибавив к кредитной ставке 2-3%, таковы условия банка.
Альфа-Банк. Страховку навязывать не принято, так же есть период в 30 дней для отказа от неё по заявлению, в этом случае возвращают 100% её стоимости.
Русский Стандарт. Страховку не навязывают за исключением автокредита и ипотеки, в случае отказа от страховки нужно будет обращаться напрямую в страховую компанию.
Случай №4. Ничего не сработало, собираемся идти в суд.
Перед тем, как собрать все необходимые документы и написать заявления о судебном разбирательстве, лучше обратиться в бесплатную юридическую онлайн-консультацию. Вам расскажут, как действовать, какие документы понадобятся, на какую букву закона ссылаться, и за минимальные деньги составят претензию.
Главное, действовать рационально, всё взвесить и просчитать заранее, чтобы попытка сэкономить не превратилась в тягостное хождение по кабинетам и сбор бумажек.
Источник: