В чём причины снижения рубля, по мнению Центробанка?

 Рубль: Изменит ли ставку Центробанк России и какие будут последствия

В настоящее время на изменчивость цен в российской финансовой сфере влияют не только новые, вводимые американцами, санкции в отношении России, но и изменения на развивающихся рынках других стран, где особо пострадали слабые, в частности, Турция и Аргентина. Так считают аналитики ЦБ.

Волатильность у нас почти приближается к аналогичным показателям этих государств. Август выявил сильное колебание рубля отнюдь не в нашу пользу, что вызвало отток средств и укрепление доллара, в результате чего Центральный банк приостановил покупку валюты, дабы не допустить резкого падения нацвалюты.

Ожидается повышение ключевой ставки (её не столь давно подняли Филиппины, Индия и др). Об этом впервые заявила Эльвира Набиуллина, объясняя это вынужденной мерой, чтобы совсем не допустить ослабления.

Фактическая инфляция составляет +3,1% в годовом выражении и остается достаточно далеко от целевого уровня ЦБ РФ в 4,0%. Вместе с тем важно отметить ускорение темпов роста цен в августе на +0,6 п. п. по сравнению с июлем и обратить внимание на комментарий регулятора о том, что инфляция возвращается к таргету немного быстрее ожиданий. В структуре ИПЦ главными драйверами остаются непродовольственные товары (прежде всего бензин) и услуги, с точки зрения первичных факторов логично выделить девальвацию рубля и некоторый рост инфляционных ожиданий. Напомним, что с начала года рубль к доллару США подешевел на 19%, девальвация c начала августе, в том числе, составила порядка 10%.

Снижение стоимости валюты, как правило, транслируется в динамику цен с коэффициентом 0,1 и с лагом до одного года. На рост волатильности курса рубля регулятор закономерно обратил внимание и принял решение прекратить с 23 августа до конца сентября покупки валюты на рынке в рамках бюджетного правила – интервенции за период оценочно могли бы составить $8 млрд.

Серьезным дополнительным проинфляционным фактором в текущих условиях можно назвать повышение основной ставки НДС на +2,0 п. п. до 20% с 1 января 2019 года. Ранее регулятор оценивал инфляционный эффект в 2019 году от данной меры в +1 п. п., согласно уточенным данным, диапазон оценки конечного эффекта расширен до +0,6–1,5 п. п., при этом, справедливо уточняется, что максимальное влияние повышение налогового бремени окажет на ИПЦ в первом квартале 2019 года. Отметим также, что при прямом переносе (без поправок) повышения НДС на конечную цену товара ускорение математически должно составить +1,7 п. п.

Пока реакцию инфляционных ожиданий населения регулятор оценивает как сдержанную, в противном случае (сильный рост ожиданий) возможна реализация так называемых вторичных эффектов и более существенное конечное повышение инфляции. Напомним, что в августе инфляционные ожидания составила +9,9%, показав ускорение за четыре месяца (с апреля) на +2,1 п. п.

По словам главы ЦБ РФ, на ближайшем заседании Совета директоров будет реальное обсуждение решения, так как появились некоторые факторы, которые позволяют поднять вопрос о повышение ключевой ставки. Данная инициатива может быть связана с ростом волатильности на внутреннем рынке, прежде всего из-за внешних факторов, в том числе с тем, что инвесторы в настоящее время переоценивают риски на страны с формирующимися рынками.

Есть готовность вернуть рублю стабильность

Аналитики называют угрожающие России «драконовские» и «адские» санкции и считают, что без вмешательства финансовых властей на валютном рынке действительно не обойтись.

Как заявил глава Минфина и вице-премьер Антон Силуанов, текущее падение курса рубля связано с ожиданием нового раунда антироссийских санкций, при этом курс российской валюты недооценен.

«Сейчас говорить о том, какой курс будет — мы этим никогда не занимаемся, таким прогнозированием более детальным. В целом мы считаем, что сегодня курс рубля достаточно недооценен», — заявил Антон Силуанов 6 сентября на брифинге в рамках Московского финансового форума. Он связал недооценку рубля с двумя факторами: ожиданием новой санкционной волны против РФ и нестабильностью на развивающихся рынках, таких как Турция, ЮАР, Аргентина.

Министр финансов так же сделал заявление, которое можно расценить как готовность сократить покупки валюты его министерством в рамках бюджетного правила (уже длительное время весьма крупные): «В конечном счете, мы вместе с ЦБ имеем рычаги реагирования на эту ситуацию, в том числе в части покупок валюты для резервов… Это один из рычагов воздействия на ситуацию на валютном рынке», — отметил он, подчеркнув, однако, что власти не ставят задачу достижения более слабого или сильного рубля, а важна прогнозируемость ситуации с курсом национальной валюты.

Между «сверхволатильностью» и «Северным потоком — 2»

«Давайте вспомним страшный кошмар из прошлого. Декабрь 2014 года. 15 числа утро на валютном рынке началось с отметки 58 рублей за доллар. Два дня рубль слабел ускоренными темпами, прямо на глазах доллар усиливался на 3 рубля в минуту, и казалось, как будто конец света наступает. Обменные пункты уже готовили табло к 3 знаку, а это означает, что идет подготовка к 3-значным цифрам за доллар и евро… На пике доллар стоил 79,93, в кассах банка выстраивались очереди из желающих приобрести доллар за 90 и дороже. И к закрытию биржевой курс упал до 67,70 рублей за доллар», – рассказывает руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Екатерина Туманова.

Читайте также