О кризисе в августе – три возможных сценария

Подтверждаемый «бытовой статистикой» тезис о том, что август для России – месяц неприятностей, потрясений и кризисов, пришёлся по вкусу не всем, но… Что толку спорить, когда уже наблюдаются вполне конкретные и различимые предпосылки?

Эксперты и аналитики самых разных и уважаемых финансовых институтов предупреждают: шторм не за горами, и Россия перед ним уязвима. Наиболее общий прогноз заключается в том, что финансовый кризис, как в 1998 и в 2008 годах, скорее всего, начнётся где-то далеко. Возможно даже на таких рынках и биржах, которые совсем не на слуху у среднего россиянина. А затем, увы, перекинется на Россию.

Вот какие сценарии тут могут быть.

Первый – долговой кризис на развивающихся рынках. Многие эксперты сейчас проводят параллели с 1998 годом. Они обращают внимание на то, что номинированная в долларах США долговая нагрузка развивающихся стран продолжает расти и обновляет исторические максимумы. Это увеличивает риски в условиях, когда Федеральный Резерв повышает процентные ставки и ужесточает условия на денежном рынке. Да, вчерашняя пауза в подъёме стоимости централизованного кредита была вполне ожидаемой, но ФРС повысит ставки ещё как минимум шесть раз до конца следующего года, и связанный с этим рост стоимости внешнего финансирования ситуацию для заёмщиков из EM существенно осложнит.

Почти четырёхкратный рост долларовой задолженности за десятилетие сделал развивающиеся рынки уязвимыми к ужесточению финансовых условий в эпоху повышения процентных ставок в США, предупреждает Fitch Ratings. А Банк международных расчётов показывает, что объём валютных облигаций, проданных эмитентами небанковского сектора из развивающихся стран достиг 3,7 трлн долл., при этом предложение новых бумаг выросло на 16% в годовом выражении. И здесь, возможно, уже достаточно небольшой встряски, чтобы всё посыпалось.

И хотя Россия благодаря низкой долговой нагрузке не так уязвима к потрясениям на долговых рынках, рубль увеличил свою зависимость от динамики обменных курсов национальных валют ЕМ. А уж если проявится эффект домино, как было в 1998 году во время Азиатского кризиса…

С другой стороны, есть вероятность, что именно в августе этот обвал не успеет произойти.

Второй – обвал рынков в Китае. Почти ровно три года назад финансовый мир уже болел китайской лихорадкой, когда падения фондовых индексов в Гонконге и Шанхае вызывали панические распродажи по всему миру. Совокупные потери инвесторов тогда составили около трёх триллионов долларов. Происходило всё это как раз в июле и августе 2015 года (на последний месяц лета пришёлся как раз апогей). Но с тех пор, несмотря на второй обвал китайских рынков в начале 2016 года, финансовые диспропорции в КНР не устранены полностью.

Зато появился ещё один фактор неопределённости – торговая война с Америкой. Можно сказать, что она сейчас только в самом начале, а потому все последствия просчитать затруднительно. Но в любом случае теперь финансовые аналитики пишут, что фондовому рынку в КНР грозит множество рисков, включая долговую нагрузку эмитентов, подрывное влияние акций технологических компаний и продолжающийся торговый конфликт с США, воздействие которого на рыночные котировки может оказаться шоковым в случае введения каких-то неожиданных санкций. Потенциал падения китайских бирж популярный у СМИ инвестор Марк Мобиус, партнер и соучредитель Mobius Capital Partners, оценивает в 30%. Но не точно…

Понятно, что для российского рубля китайские проблемы запросто могут стать шоком, поскольку на Китай наша экономика теперь завязана сильнее, чем прежде. С другой стороны, обвал может начаться как в августе, так и в любой из последующих месяцев. Так что расслабляться не стоит.

Третий – глубокая коррекция в акциях США. Сейчас американский фондовый рынок, достигавший в начале года пика в 26 тыс. 500 пунктов (по индексу Доу-Джонса), держится несколько ниже максимумов. Но недавние крупные распродажи акций Facebook и Twitter настроили биржевиков на пессимистический лад.

Например, в Morgan Stanley считают, что распродажа на фондовом рынке #США только начинается. По мнению аналитиков банка, сейчас уже хорошо видны предпосылки для нового большего спада на биржах. Одним из наиболее примечательных фактов с начала сезона корпоративной отчётности стало отставание недооцененных акций. Как правило, хорошие финансовые результаты компаний подстёгивают интерес инвесторов к таким бумагам, однако сейчас ничего подобного не наблюдается. И это сигнал.

Распродажа только началась, и эта коррекция будет самой масштабной после февральской, резюмировали стратеги Morgan Stanley по фондовому рынку. Ну а далее – всё по цепочке: обвал в акциях – бегство от рисков – девальвация рубля. Не фатальная, разумеется, но всё равно неприятная, на 5-10%. Впрочем, к подобным колебаниям национальной валюты россиянам не привыкать.

Иначе говоря, вероятность того, что снижение мы увидим именно в августе здесь выше, чем в предыдущих сценариях, но степень его катастрофичности – ниже.

Вот такие сценарии сейчас господствуют в аналитическом мейнстриме. Не катастрофа, разумеется, но и приятного мало. Так что, держим кулачки, чтобы всё обошлось?

Источник:
Читайте также